Одним из самых распространённых видов холстов, которые используются в живописи— это ткани, вырабатываемые из льняной или конопляной пряжи. Льняные ткани отличаются высокой прочностью, повышенной жесткостью, сравнительно небольшой усадкой при увлажнении, стойкостью против гниения. Холст должен быть с нитью однородной толщины, без узлов и других неровностей. Ткань тем прочнее, чем длиннее волокно, образующее пряжу, и чем плотнее оно скручено. При использовании нитей на полотняной, или тафтяной, или гарнитурной ткани повышенной крутки образуется креповый эффект — ткань приобретает «зернистую» поверхность.
Обычно для живописи используют ткани полотняного, саржевого и атласного переплетения.
Саржевое переплетение характеризуется наличием на поверхности ткани диагоналевого рубчика.
Атласное, или сатиновое, переплетение характеризуется удлиненными перекрытиями.
В целях сохранности красочного слоя следует избегать применения в качестве основы сшитых холстов или других тканей. Отрицательные последствия сшитого холста усугубляются, если при сшивании допущены ошибки: смещение полотен, морщины; сшивание различных по качеству тканей; непрочный, редкий шов и т.п.
Недостаточное сцепление грунта с поверхностью основы обуславливается плохим качеством грунта: либо его влагопроницаемостью, либо разрушением его самого; в обоих случаях, естественно, нарушается связь грунта с основой. Недостаточная связь красок с грунтом — результат тех же причин. Повторяющиеся растяжения и сжатия ткани холста еще более ускоряют отслаивание.
Холст для дублирования подбирают, как правило, аналогичный авторскому по толщине и фактуре.
Если живопись имеет значительную деформацию, которая может возобновиться после дублирования, дублировочный холст выбирают более плотный, чем авторский.
Сдублированная картина уже не может существовать без дополнительной основы и при появлении на ней серьёзных повреждений должна передублироваться.
Поэтому решение о необходимости дублирования живописи должно быть тщательно взвешено и обдуманно.
Выполнение операции дублирования действительно необходимо, в следующих случаях:
1. Ветхость и хрупкость холста, который не в состоянии более выполнять функцию основы живописи.
2.Разъединение картины на фрагменты вследствие расхождения швов или других причин
3.Утраты значительных по величине и количеству частей авторского холста в результате прорывов, прорезов, прожогов и т.д.
4. Жёсткие, стойкие деформации и смятости холста
5. Усадка авторского холста, вызвавшая вздутия красочного слоя
6. Отсутствие кромок у картины небольшого размера, если нецелесообразно подводить кромки, со временем неизбежно деформирующие картину по краям
7. Нарушение связи грунта с холстом, выражающееся в осыпях и вздутиях красочного слоя вместе с грунтом
8. Жёсткие кракелюры красочного слоя с приподнятыми краями. Дублирование почти всегда полезно старой картине, если, конечно, оно мастерски проведено. В дублированной картине всегда чувствуется прочность, массивность и ровность поверхности. Кроме того, двойной холст вдвое ослабляет вибрацию полотна при переносках, перевозках и даже при экспозиции на стене. Как известно, вибрация, даже самая незначительная, со временем расшатывает частицы материалов, из которых картина сделана, поэтому уменьшение её дублированием способствует лучшей сохранности картины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий